Отношения России и Германии всегда отличались сложностью и  многогранностью, но, тем не менее, уже в X-XII веках на территории России обосновалось несколько немецких поселений: в Прибалтике, в Москве, где во времена Ивана Грозного на реке Яузе появилась целая Немецкая слобода. После манифеста Екатерины II в 1752 году, началось массовое переселение немцев в Россию. Этот процесс, безусловно, был востребован обеими сторонами. Россия активно осваивала новые территории, заселяя их, а в Германии при том уровне производительности просто не хватало земель. Немцы, еще и уставшие от частых религиозных конфликтов у себя на родине, в Германии, охотно ехали в Россию. Тем более, что Екатерина II предложила им довольно выгодные условия переезда. В 1860-х в России насчитывалось 505 иностранных колоний, большей частью немецких. Колонисты селились в России небольшими компактными группами черезполосно с коренными народами. Царское правительство выделяло колонистам  земельные наделы на основе единонаследия, ведь немецкие семьи были многодетными. К 1913 году из 100 миллионов многонационального населения России – 2 % были немцы (9-ая по численности нация).

 

Одно из самых заметных поселений российских немцев находилось в Поволжье. Поволжские немцы образовали сотни сел и несколько небольших городков. Жили достаточно обособленно: со своими праздниками, обычаями, укладом жизни. Большинство даже не знали русского языка. По большому счету, те живописные места Поволжья, занятые немцами, превратились в маленькую своеобразную Германию.   

 

В ХХ веке взаимоотношения России и Германии серьезно испортились из-за разности возникших внешнеполитических интересов, международных и внутренних планов. Все эти образовавшиеся противоречия привели к российско-германскому противостоянию в Первой и Второй Мировых войнах.

 

Во время и после Второй Мировой войны, немцы, жившие на территории России, окончательно стали заложниками отношений между СССР и Германией. «Светлый коммунизм», к которому тогда двигалась Россия, по своей сути, предусматривал дозированное проявление национальной культуры и «советский человек» национальности, образно говоря, не имел. А быть «советским немцем» в послевоенные годы стало не то, что невыгодно – в некотором роде неприлично…  Поэтому немецкие корни всячески скрывались: менялись фамилии, прятались родственные связи, «забывались» традиции и т.д.

 

Привычная жизнь немцев Поволжья была нарушена еще в начале войны. Все они были спешно эвакуированы советской властью с «насиженных мест» по трудовым лагерям на время войны.  В то страшное время были разбиты семьи, сломаны судьбы. После 1945 года судьба поволжских немцев не изменилась. Они по-прежнему были разброшены по огромной стране. На прежнюю дружную жизнь со своими земляками не было даже надежды. Начался неумолимый процесс ассимиляции российских немцев с окружающим «советским народом».

 

В общем, Советская эпоха закончилась для немцев, живших в России, тем, что только каждый третий владел немецким языком, не говоря уже об укладе немецкой жизни, с ее обычаями, нормами и праздниками.

 

На протяжении 90-х годов подавляющее большинство немцев переехали в Германию (2 300 000  человек!!!), а оставшиеся в России (597 тысяч) начали потихоньку восстанавливать свою культуру, язык, обычаи.

 

С 1997 года в Астрахани начала свою работу немецкая национально-культурная автономия «Единство» («Einheit»). Эта организация занимается восстановлением самосознания, культуры, традиций и языка немцев, проживающих в Астраханской области.